Воскресный день.

При́тча о злых виногра́дарях — одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в текстах троих евангелистов. В ней повествуется о неком хозяине виноградника, который отдал его в управление людям, а затем, когда пришло время плодов, поочерёдно направлял к виноградарям слуг, после чего — сына, но все посланные были виноградарями убиты: Большинство толкователей придают следующие значения использованным в притче образам. хозяин дома — Бог Притча о злых виноградарях. Картина XXI века виноградник — еврейский народ, избранный Богом для сохранения веры; иудейская церковь, Иерусалим ограда — Закон Божий, данный через Моисея, ангелы точило (резервуары для получения сока винограда) — жертвенник, на котором проливалась кровь башня — Храм виноградари — начальники и учители еврейского народа (первосвященники, книжники, фарисеи), те, к кому была адресована обличительная проповедь Христа отлучение хозяина — долготерпение Божие, время с тех пор, как Господь вывел евреев из Египта в Землю Обетованную, жизнь иудеев по собственному произволу время плодов — наступило во времена пророков слуги и рабы — пророки, обличавшие нечестие иудеев, претерпевшие гонения и смерть от них свои плоды — богопознание, духовный прибыток сын, наследник — Христос вывели вон из виноградника и убили — пророчество Христа о том, что Его казнят за пределами Иерусалима, а также помимо желания бесхитростного народа пришествие хозяина — когда Бог воззрит на беззаконие, совершённое начальниками; в узком смысле: Второе пришествие Иисуса Христа Таким образом, в притче о злых виноградарях Иисус Христос обличает начальников и учителей еврейского народа за то, что они развратились и не ревнуют об исполнении воли Бога, присвоили Божье себе, избивали пророков, посланных им для вразумления, а теперь замыслили учинить расправу и над Сыном Бога. В ответ на притчу Христа, уразумев, кто понимается под виноградарями, первосвященники и старейшины сами себя обличили, назвав виноградарей злодеями, и как бы удостоверили сознательное отвержение очевидной для них истины. В приведённых отрывках Евангелий содержатся также указания на грядущую расправу римлян над иудеями, разрушение Иерусалима, а также то, что честь нести слово Божие будет передано апостолам. Из толкования Б. И. Гладкова[7]: Притча эта произвела сильное впечатление на народ; когда же Иисус сказал, что виноградари убили сына и выбросили из виноградника, то народ, в негодовании на злых виноградарей, в один голос закричал: «да не будет этого!» (Лк. 20, 16). Первосвященники же, книжники, фарисеи и старейшины народные злобно смотрели на всех, как уличённые преступники. Заключительные слова Иисуса по поводу первой притчи не оставляли в них никакого сомнения в том, что и вторая будет обличать их беззакония; содержание же этой второй притчи было настолько прозрачно, что руководители и развратители еврейского народа должны были в злых виноградарях узнать себя; они должны были догадаться, что Иисусу известно и их решение убить Его. Да, они несомненно поняли, что под виноградником притчи разумеется избранный Богом еврейский народ, попечение о котором вверено Хозяином виноградника, Богом, первосвященникам и начальникам народным (виноградарям); они поняли, что Бог посылал к ним Своих слуг, пророков, требовать плодов их управления народом, вразумлять их, что управление это вверено им не для их личной выгоды, а для того, чтобы они заботились о плодоношении виноградника и отдавали плоды его Хозяину, то есть чтобы воспитывали народ в духе точного исполнения воли Божией; они должны были при этом вспомнить, что пророки эти были гонимы и даже убиваемы, что последний Пророк и Креститель Иоанн был ими отвергнут и что именующего Себя Сыном Божиим, Иисуса, они уже порешили убить, но ещё не успели. Словом, смысл притчи был для них ясен, как теперь для нас; но если бы они хоть малейшим намёком дали народу возможность понять, что узнают себя в лице злых виноградарей, то народ этот, пожалуй, схватил бы камни и избил бы их всех. Вот этот-то страх перед народом удвоил их бесстыдство и наглость, и они, чтобы показать всем, что притча не имеет к ним никакого отношения, на вопрос Иисуса — итак, когда придёт хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? — отвечали: «Несомненно, что злодеев сих предаст лютой казни, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые своевременно будут отдавать ему плоды». Злодеи эти сами произнесли над собой приговор, который вскоре исполнился: от них отнято управление еврейским народом; отнято и право быть проводниками воли Божией среди евреев и приходивших в Иерусалимский храм язычников, так как храм разрушен, а народ, рассеянный по всей земле, перестал существовать как народ