Торжество Православия
"Благодарение Богу — Он всегда ведет нас как пленников в триумфальном шествии Христа и всюду являет через нас знание о Себе, как сладостное благоухание". (2 Кор, 2, 14. РБО) Торжество Православия - это праздник Церкви. Но важно понимать, что именно мы празднуем. Соль ценят именно за то, что она определенным образом влияет на пресную среду, хотя это и неприятно признать соде или сахару. Важность благодатного изменения видна из того, что Торжество Православия в первое воскресенье Великого поста уже более тысячи лет соединено не с победой над тем или иным народом, не со строительством грандиозного храма, не с обращением в истинную веру очередного правителя или целой страны, не с казнью очередных еретиков, а с памятью восстановления иконопочитания. Говоря о важности для нашего спасения образа, иконы, написанной человеком, Церковь напоминает о важности самому человеку стать образом Божиим. Чтобы православие торжествовало в нас, как семя расцветшего в душе Евангелия. Ведь в свое время боги древности перестали быть объектом религиозного почитания. Они украшают собой музеи, а древние их храмы давно перестроены в христианские. Именно потому, что победило Евангелие. И чтобы достижения религиозной мысли и прочие достоинства христианства не стали лишь музейными экспонатами, подобно статуям "богов" и древним мифам, важно, чтобы Евангелие победило и в нас. Чтобы из "носителей традиции" мы становились образом Божиим. Это и есть главная тема сегодняшнего воскресенья, что легко увидеть в текстах богослужения дня. Парадокс истории: одни заботились о временном, а другие, сеяли вечное. И вечное Евангелие процвело. И пережило светское величие многих государств, в том числе и Византии. Об этом парадоксе торжества и пишет апостол Павел, как будто предвидя всю нашу запутанную и трагичную церковную историю. Он пишет, что мы участвуем в торжестве Христа не как завоеватели, наслаждающиеся унижением побежденных, а как пленники (!) Евангелия, свидетельствующие через это всему миру о благоухании Христовой веры. Именно в конечной победе Евангелия самое удивительное для нас событие, ведь это и есть то самое, желанное, чудо веры.